Любовь Лукъяненко: «Сестра, ты помнишь, как из боя…?»

Разное 10.11.23 08:39
120
0

 Вместо предисловия

Близится к концу год 80-летия Победы в Сталинградской битве (17.08 1942-02.02.1943 гг.). В поворотном сражении Великой Отечественной войны (22.06.1941-09.05.1945 гг.) принимали участие и котовчане, многие из которых после Сталинграда прошагали дальше всеми дорогами Великой Отечественной войны. «Вспомним всех, поименно, горем вспомним своим. Это нужно не мертвым, это надо живым» …

Кто-то скажет, что за минувшие восемь десятилетий о событиях огненных лет и людях, для которых война стала жестокой явью, было столько сказано в радиопередачах и телепередачах, написано в газетах и книгах, отображено в музейных экспозициях (список можно продолжать бесконечно) – столько всего, что и добавить, кажется, нечего…

Все так. И в то же время… Сменились поколения, в стране изменился строй, появились разночтения в трактовке исторических событий. В этих условиях, как никогда, важно напоминать жителям России в целом и котовчанам в частности о великом подвиге отцов, дедов и прадедов… «Маяк» начинает серию публикаций о наших героических земляках.

В основу положены материалы книг «Обыкновенные герои» (Волгоград, 2008 год) и «Поклонимся и павшим, и живым» (Волгоград, 2015). Издания составлены из очерков разных лет, большинство из которых написаны корреспондентами газеты «Маяк» З. Соколовой и О. Гелуновой, а также и сведения, предоставленные Котовским историко-краеведческим музеем и полученные из электронного банка документов, относящихся к периоду Великой Отечественной войны.

Было бы 100 лет…

Любови Филипповне Муравьевой (в девичестве Лукъяненко), в годы Великой Отечественной войны санинструктору, повару, сотруднику военной комендатуры, текущей осенью исполнилось бы 100 лет. – Она родилась 17 октября 1923 года в селе Лозное Дубовского района Сталинградской области в большой крестьянской семье.

Детство и юность провела в районном центре Дубовка, куда вскоре после рождения дочери переехали Лукъяненко. Когда началась Великая Отечественная война, девушка заканчивала 9 класс. Как и многие ее ровесники, комсомолка Люба захотела немедленно записаться в добровольцы, но немного «не дотянула» до совершеннолетия.

По совету родителей записалась на курсы медицинских сестер. В ту суровую огненную пору, когда решалась судьба страны, кадры для фронта, в том числе, медицинские, ковались по ускоренным программам. И сами молодые люди взрослели не по дням, а по часам.

Когда в феврале 1942-го девушка с отличием завершила обучение на медкурсах, шел 30-й месяц Второй мировой войны. Битва за Москву окончательно перешла в наступательную фазу, однако немцы не собирались сдаваться, в эвакогоспитали (ЭКГ), расположенные в тылу, сплошным потоком поступали на излечение раненые и больные бойцы.

Из госпиталя – на фронт 

В один из ЭКГ, дислоцирующихся в Дубовке Сталинградской области, и устроилась на работу вчерашняя школьница. Как известно, практически все эвакогоспитали имели общехирургический профиль, – операции по удалению осколков снарядов из мягких тканей, ампутации конечностей были обычным делом…

Любовь Филипповна не раз вспоминала, как однажды в ее палату положили молодого танкиста Виктора с тяжелейшими ожогами рук. Врачи и медицинские сестры сделали все, чтобы парень не остался инвалидом. Уезжая на долечивание, парень оставил Любе на память свою фотографию с надписью на обороте: «Любимой сестричке Любушке от Виктора».

Реликвия до сих пор хранится в архивах семьи, напоминая потомкам страницы биографии мамы и бабушки. 2 июля 1942 года Любовь Лукъяненко получила повестку из военкомата: санинструкторы на фронте были на вес золота. Воинскую часть, к которой была приписана, медсестра догнала через сутки, под Сталинградом.

Довелось своими глазами увидеть то, о чем поется в известной в советское время песне «На всю оставшуюся жизнь»: «Горели Днепр, Нева и Волга. Горели небо и поля». Более того, с головой окунуться в огонь сражений. Примечательно, что задолго до 1975 года (песня была написана к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне), фронтовики, каждый, по-своему, говорили: «Мы шли к любви и милосердию в немилосердной той войне». Воевали за мир.

Не брось, сестричка!

После победоносного завершения Сталинградской битвы до этого уверенно наступавшие немецко-фашистские захватчики были вынуждены повернуть в обратном направлении, на запад. Защитников Отечества (как и тружеников тыла) ждали новые суровые испытания.

Известно, что некоторые события в судьбе человека особенно врезаются ему в память. Много лет спустя Любовь Филипповна рассказывала своим детям историю о том, как однажды получила очередной приказ комбата отправляться на передовую, в гущу текущего боя.

Сколько раз слышала она просьбы солдат накануне: «Ты уж не брось, сестричка, если что!», знала, как они ждут ее, и была готова немедленно помочь боевым товарищам. Чтобы попасть на обозначенное в распоряжении место предстояло либо преодолеть 10 километров по пересеченной лесистой местности, либо идти напрямую по простреливаемому открытому участку.

Люба как советский человек, воспитанный в духе благородства и патриотизма, надеялась, что, увидев сумку с красным крестом, вражеские «стервятники» не станут стрелять или бомбить с воздуха. Медсестра даже сняла шапку, распустив длинные пышные волосы, рассчитывая, что так летчики, парящие на бреющем полете, быстрее поймут, что перед ними женщина-медик… Фашистов это не останавливало: известно много случаев, когда они сравнивали с землей целые госпитали (не то, что человека с красным крестом на сумке). Но на сей раз обошлось.

Время уходит, но суть его остается 

Сегодня можно писать коротко и красиво: «С боями прошла Украину, Молдавию, всю Европу». Другое дело – пройти с военной миссией… – К слову, нынешние участники СВО рассказывали, что события спецоперации не позволяют рассматривать цветущие вишни, белые украинские хатки, высокое небо… Вот и тогда было не до красот.

Предстояло выстоять и победить. Теряя раненого больного, госпитальные врачи и медсестры навсегда получали новую «зарубку на сердце». Но, когда солдаты или офицеры умирали от ран почти накануне Победы, чуть не дотянув до светлого дня… Думалось: «Миленький, еще бы немного, еще чуть-чуть» …

Любовь Филипповна, в ту пору, юная Любочка, давала себе слово запомнить всех ребят, похороненных и на родной, и на чужой земле. Однако, время неумолимо. Оно стирает из памяти многое (даже города с лица Земли), но не стирает сути. Любовь Лукъяненко до последнего, хотя и не поименно, вспоминала однополчан, военнослужащих других частей и подразделений, жизнь которых оборвалась на взлете.

Но война войной, а живой – о живом думает. В Германском Руланде юная Люба встретила своего будущего мужа капитана Ивана Алексеевича Муравьева (1 гвардейская танковая армия). О нем – наш следующий рассказ. Завершая же эту публикацию, напомним: Любовь Филипповна Муравьева (Лукъяненко) награждена боевыми наградами: медалью «За оборону Сталинграда» и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». После войны работала на котовском заводе Импульс. Умерла 4 ноября 1988 года. Похоронена в Котово.

Марина КАРАВАЕВА.
Фото из книги Обыкновенные герои: очерки о котовских ветеранах/З.И. Соколова, О.П. Гелунова.
Материал публикуется в рамках проекта: «История войны в лицах».
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

redvid esle