ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ

Разное 27.12.22 08:26
170
0
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество. Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
Из беседы со специалистами, занятыми решением проблем детей с ОВЗ в нашем районе, стало известно, как строится такая работа в муниципальных образовательных организациях.
Рахимова Наталья Узаковна, консультант отдела по образованию и молодежной политике: «Сейчас существует актуальное направление, когда дети с особенностями здоровья обучаются в обычных классах. Такое образование называется – инклюзивное. Инклюзия означает включение детей с особыми потребностями в полноценную общественную жизнь. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. У большинства таких учеников отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приемов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса. Большое значение здесь так же имеет тот факт, что в коллективе к таким детям абсолютно нормальное, уважительное отношение. Сверстники помогают особенным одноклассникам дойти до столовой, накрыть на стол, собрать портфель, завязать шнурки и т.д.
В последние годы в нашем районе наблюдается увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Если в 2018 году их было 28, то по аналитической информации на сентябрь 2022 г., количество возросло до 99 человек, и это только школьники. Есть такие же детки и в дошкольных группах.
В районе проведена большая подготовительная работа по созданию необходимых условий.  Это стало возможным, потому что ряд учреждений стали участниками программы «Формирование  доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в  Котовском  муниципальном  районе на 2016-2018 годы», реализуемой в рамках государственной программы «Доступная среда». Благодаря чему в детском саду №8, средней школе №6 и в Центре детского творчества была проведена работа по созданию и обеспечению архитектурной доступности (расширены дверные проемы, установлены пандусы с кнопкой вызова, туалетные комнаты оборудованы специальной сантехникой и многое другое). Помимо этого, приобретено оборудование для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ образовательных услуг (логопедические столы, функциональные кресла, опоры, специальные парты, ортопедические стулья и др.). Кроме того, установлены тактильные знаки и информационные таблички, которые продублированы шрифтом Брайля. Работа по оснащению и обустройству образовательных организаций продолжается и в настоящее время.
Главным условием обучения детей с ОВЗ является реализация адаптированной образовательной программы, разработанной в соответствии с потребностями и возможностями каждого ребенка. На сегодняшний день во всех муниципальных образовательных учреждениях созданы необходимые условия для успешного обучения и социализации детей с ОВЗ. В первую очередь готовы педагоги, постоянно повышающие уровень профессионального мастерства, обучаясь на курсах, участвуя в вебинарах, семинарах и конференциях разного уровня. Благодаря умелому подходу учителей ученики достигают хороших результатов на уроках, в конкурсах и олимпиадах интеллектуальной, творческой и спортивной направленности. Дети с ОВЗ активно участвуют во внеурочной деятельности, посещают кружки и секции по интересам. В проведении коррекционной работы задействованы учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, тьюторы и социальные педагоги.  
Большую роль в успешной социализации детей с особенными потребностями играют родители. Они обращаются за консультацией к педагогам, следуют рекомендациям, тратят много времени и сил, направленных на развитие своих детей и вместе с ними радуются успехам.  Только совместными усилиями родителей и педагогов возможно создание благоприятных условий для развития эмоциональной сферы личности ребенка с ОВЗ, становления у него чувства самооценки, уверенности в себе, компетентности в различных сферах жизнедеятельности».
Бурханова Елена Евгеньевна, заведующий МДОУ - детского сада №8: «На сегодняшний момент у нас 23 воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, два из которых занимаются в инклюзивной группе. Остальные дети посещают группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Воспитатели прошли обучение для работы с особенными детьми. Также была разработана программа, адаптированная под потребности каждого ребенка. А для детей с инвалидностью реализуется индивидуальная программа  реабилитации. Для занятий с такими детьми в детском саду создана комната сенсорного развития, оснащенная специальным оборудованием и пособиями, такими как: сенсорный куб, сухой бассейн, воздушно-пузырьковая трубка, световые панно и т.д. Благодаря приобретению новых дидактических пособий и игр педагог-психолог имеет возможность проводить работу по коррекции эмоциональных нарушений с использованием кресел-трансформеров, мягких модулей и спортивного инвентаря. А в отремонтированном кабинете учителя-логопеда появились специальные логопедические парты, многочисленные игрушки и компьютерные программы для организации диагностики и коррекции общего недоразвития речи и сложных речевых нарушений.
Дети, находясь в таких группах, получают больше внимания, поэтому и положительная динамика развития огромна. Стоит отметить, что если родитель также вносит свой вклад в развитие ребенка, то у них есть большой шанс привести речевое развитие в норму до поступления в школу».
Гаджирамазанова Ольга Святославовна, директор МБОУ СШ №6 г. Котово: «Регулировка образовательного процесса в школе начинается с создания нормативно-правовых, материально-технических и кадровых условий для обучения. О них мы подробно рассказываем на страницах школьного сайта в разделе «Доступная среда». Благодаря постоянному анализу ситуации на психолого-педагогическом консилиуме школы  мы принимаем решения о рекомендации для родителей организовать дальнейшее обследование ребенка. После него, при получении рекомендации территориальной медико-психолого-педагогической комиссии, мы реализуем адаптированные образовательные программы в зависимости от нозологии выявленных проблем. Программы разрабатываются в соответствии с  потребностями ребенка. На данный момент у нас реализуются 4 вида адаптированных образовательных программ.
Специально разработана программа для детей с задержкой психического развития. Создана программа для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Есть программа для ребят с тяжелыми нарушениями речи. Также в нашей школе накоплен опыт индивидуального обучения по адаптированной программе детей с интеллектуальными нарушениями. Адаптированные программы настроены на то, чтобы дети в большей степени обучались в классах инклюзивно и успешно социализировались. Основной образовательный и воспитательный процессы для детей с ОВЗ происходят со всеми учениками класса, но есть организованная по индивидуальному маршруту вторая половина дня, когда с ребенком работают узкие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, тьютор. Также во второй половине дня проводят коррекционно-развивающие занятия учителя-предметники, педагоги дополнительного образования. Индивидуальный маршрут позволяет помочь ребенку в соответствии с запросами его самого и родителей вовремя отреагировать на проблемы, скорректировать учебные результаты и развить умения ребенка в кружках и секциях.
Для ребят организовано бесплатное двухразовое питание. А для тех, кто обучается индивидуально, предоставляем компенсационный набор продуктов.
Хочется разъяснить одну немаловажную деталь. Многие считают, что получение ребенком статуса с особенностями здоровья – это неверное решение и переход на адаптированную программу заканчивается чем-то нехорошим для ученика и его семьи. На самом деле своевременная помощь и дополнительная работа с ребенком педагогов и узких специалистов позволяют получать очень хорошие индивидуальные результаты. Вследствие освоения адаптированных программ дети успешно развиваются, готовятся к прохождению итоговой аттестации и получению документов об образовании».
Нагавкина Наталья Владимировна, директор МБУ ДО “ЦДТ г. Котово”: «У нас обучаются 6 групп по 15 человек и в основном это дети из Котовской школы-интерната. Для каждой группы детей написана адаптированная программа. Это развивающие кружки по вязанию, рисованию, природоведению, созданию мягкой игрушки и т.д.
Но есть ученики с особенностями здоровья, которые обучаются инклюзивно. Они приходят с классом и занимаются вместе со всеми, а педагог старается уделить им больше времени и внимания.
Благодаря программе «Доступная среда», в которой нам довелось принять участие в 2018 г., мы сделали ремонт в здании и создали благоприятные условия для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Например, пандусы с кнопкой вызова, поручни, нескользящее покрытие, туалетные комнаты, соответствующие стандартам, закупили необходимое оборудование и т.д.
Как и во всех образовательных учреждениях, наши педагоги прошли обязательное обучение, которое их подготовило к современным реалиям. На данный момент у них сложился большой опыт обучения особенных детей. И в настоящее время можно отметить положительную динамику такого обучения».
Надежда СЕДАЧЕВА.
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

redvid esle