Николай Стрельцов: опытный завод БТ – это звучит гордо!

Разное 20.12.22 09:04
498
0
20 декабря 2022 года исполняется 56 лет с того времени, как в 1966 году рабочий поселок Котово получил статус города. Это произошло благодаря созданию на котовской земле крупных промышленных предприятий, одним из которых стал «Опытный завод ВНИИ Буровой Техники». Многие годы предприятие возглавлял Николай Алексеевич Стрельцов.
В общей сложности он посвятил заводу 38 лет своей жизни. Николай Стрельцов – человек особого склада характера. Таких людей, как он, часто называют неутомимыми борцами за правду, считают самоотверженными и щедрыми – на доброе слово, поддержку, сочувствие к ближнему.
Представители старшего поколения котовчан из тех, для кого «опытный» тоже однажды стал судьбой, наверное, «услышат» в незамысловатом повествовании «знакомые ноты» и вспомнят прошлое. Люди среднего и молодого возраста, возможно, впервые близко познакомятся с Н.А. Стрельцовым. В любом случае, в добрый путь познания и воспоминаний, дорогие читатели!

Не «Луч», но «Маяк»
Николай Алексеевич Стрельцов родился 2 сентября 1948 года в селе Чижи Жирновского района. Старинный хутор Чижев Красноярской волости Камышинского уезда Саратовской губернии был основан в середине XVIII века.
С 1928 года – это был центр Чижевского сельсовета Красноярского района Камышинского округа Нижне-Волжского края.
В 1930-м округ упразднили. Примерно тогда же при машинно-тракторной станции (МТС) появился рабочий поселок.  К сожалению, путь к коммунизму оборвался. Стрельцов пережил и «развитой социализм», и перестройку с ускорением …
Ему есть что вспомнить, начиная с младых ногтей. Старых домов в поселке практически не было. Он был застроен финскими домиками. Николай с мамой Ниной и братом Иваном жили в одной из таких построек. Нина Ильинична была разнорабочей. Поднимая сыновей на ноги, чем только ни занималась.
Женщина убирала, сторожила помещения, ловко управляла комбайном, трактором, – в уборочную страду на МТС регулярно формировались бригады тружеников. Примечательно, что в бытность МТС названия у населенного пункта не было, и жители обратились «в область» с просьбой назвать местечко «Луч».
Году примерно в 1960-м их мечта сбылась. Правда, стали они жить-поживать не в «Луче», а в «Маяке». Но это не суть важно, главное, не «безымянными». В «Маяке» Николай окончил школу-четырехлетку, в Неткачах при ремонтно-технической станции (РТС) – восьмилетку.

Письмо Хрущеву
Затем с товарищем по имени Владимир отправился в Ольховку. Тогда многие ребята стремились получить аттестат об обязательном среднем образовании, чтобы потом поступить в ВУЗ. Так вышло, что Николая Стрельцова в школу брали, а Володины документы «не подошли».
Коля твердо решил: «Друга не брошу!» Парни дружно поступили в железнодорожную школу №56, что в Петровом Вале. Поселились в интернате при учебном заведении. Николай Алексеевич и сегодня с теплом вспоминает об этих годах.
При интернате был повар, врач, хорошие педагоги. Одно «но»: детям железнодорожников выделялись удостоверения на бесплатный проезд поездом. Остальные ребята в выходные дни до дома и обратно добирались «за свой счет». Николай, как староста интерната и просто, как человек прямой и неравнодушный, в 1963 году написал письмо с просьбой восстановить справедливость.
Да ни кому-нибудь, а лично Первому секретарю ЦК КПСС (1953-1964 гг.) Никите Сергеевичу Хрущеву. Выделение средств на проезд школьники обещали оправдать хорошей учебой. Вопрос вскоре разрешился. Директор школы сказал: «Ребята, подготовьте фото, мы всем оформим проездные».
Будучи директором опытного завода, Николай Алексеевич Стрельцов приезжал в родную пятьдесят шестую со словами благодарности педагогам и с подарками для ребят. – Предприятие помогло школе оборудовать компьютерный класс.

Из военных – в гражданские
Но все это было позже, а тогда… В 1966-м году выпускник средней школы №56 Николай Стрельцов поступил в Пензенский политехнический институт, на машиностроительный факультет. Выбор объясняет тем, что в этом ВУЗе училось немало ребят из Петрова Вала, из школы №56.
А вот общие пути-дороги с другом детства разошлись – Владимир стал курсантом Камышинского артиллерийского училища. Годы студенчества пролетели быстро. В 1971-м Николай Стрельцов получил диплом инженера механика и одновременно звание лейтенанта (в институте была военная кафедра).
Его направили на военную службу в Германию, в город Гота, в восьмую (62) гвардейскую армию . Назначили начальником артиллерийской мастерской. К тому времени он уже был женат. С супругой Валентиной, как и многие молодые люди в те годы, познакомились на танцах в неткачевском сельском клубе.
В семье родились двое детей. В 1971-м – сын Владимир, в 1975-м – дочь Марина. К слову, сын Н.А. Стрельцова стал военным. Внук Николай окончил пензенское артиллерийское училище. Сам же Николай Алексеевич однажды стал исключительно гражданским человеком.
Причиной тому стали проблемы со здоровьем. Врачи посоветовали ему сухой, теплый климат. А где уж суше, чем в родном степном котовском краю? Провожая коллегу, офицеры «пророчили»: «Не захотел стать генералом – будешь директором!» И подарили Стрельцову кожаный портфель. Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки.

Остался в Котово
Демобилизовавшись в 1973-м, по рекомендации одного из офицеров, друг которого был директором кобринского инструментального завода, Николай должен был отправиться в Белоруссию. Но, приехав домой проведать мать, понял, что не сможет бросить ее одну.
Нина Ильинична вздохнула: «Сынок! Как же я без тебя! У нас в Котово есть завод боевой техники, иди туда! Будешь рядом». Многие котовчане знают, что аббревиатуру завод буровой техники (БТ) в быту многие трактовали, как «боевой техники».
На завод новичок впервые явился в военной форме, поэтому все сразу подумали, что это представитель по набору солдат. Предприятие Николаю понравилось. Так он стал инженером-технологом технологического отдела, позже преобразованного в конструкторский.
Его семья с двумя детьми получила двухкомнатную квартиру. Шли годы напряженного и плодотворного труда. В 1979-м на опытном распрощались с прежним директором завода Василием Петровичем Яньшиным, который отправился в Камышин, где возглавил завод «Ротор».
Василий Петрович приглашал на «Ротор» и Николая Алексеевича, предлагал должность главного инженера. Однако, Стрельцов ответил: «Спасибо за доверие, но останусь в Котово». Вскоре он возглавил предприятие. 19 ноября 1979 года, как раз в День артиллерии, на опытный завод приезжал генеральный директор института ВНИИ Буровой техники Юрий Вячеславович Вадецкий и генеральный директор производственного объединения «Нижневолжскнефть» Федор Ильич Шейкин.

Выживали, как могли
Оба – вчерашние фронтовики, участники Сталинградской битвы. Их уже нет с нами, но Николай Стрельцов с теплом вспоминает своих «кураторов»: Шейкин пообещал Вадецкому всячески помогать в постижении молодым директором науки руководства и ведения дел.
Как известно, в Котовском районе действовала разветвленная структура: управление буровых работ, нефтегазодобывающее управление, газоперерабатывающий завод, другие профильные предприятия. Они работали согласованно и надежно.
Опытный завод в Котово стабильно работал вплоть до начала 1990-х-годов. Потоком шли заказы, активно принимались на работу люди, строилось жилье. С 1979 по 1990 годы выросли порядка 100 коттеджей, три больших дома, детский сад. К 1991-му завод полностью решил жилищную проблему.
Устояло предприятие и в «лихие девяностые». В этот сложный период, как оказалось, стали «не нужными» ни самолеты, ни танки, ни буровые скважины (буровые работы резко сократились). Опытный завод выживал, как мог: выпускали запчасти для уже действующих буровых, делали школьную мебель, брались за любую работу.
Николай Алексеевич твердил одно: пока не будем выпускать реальную продукцию – жить лучше не станем. Начали увеличивать номенклатуру, наименования выпуска. Освоили весь ряд оборудования, которое требовалось буровикам.
В 1998-м приступили к изготовлению муфт ступенчатого цементирования – учли момент: повсюду стали применяться резьбы американского стандарта, калибров которых на советских заводах почти не было. Производство муфт и других изделий с нестандартной резьбой заметно расширилось.

С надеждой на будущее
Купили новый токарный станок, за несколько лет обновили металлорежущий парк. Построили новый термоизготовительный цех, поставили станки с ЧПУ, новые закалочные печи. Оборудование заготовительного цеха почти полностью обновилось.
Период, когда люди по несколько месяцев не получали зарплату, многие и сегодня вспоминают, как страшный сон. Выпускаемую продукцию завод отгружал по бартеру, получая взамен не «живые деньги», а сгущенное молоко, сахар и даже бензин…
Этими «товарами» и расплачивались с рабочими. Чтобы хоть как-то выправить ситуацию, директор завода брал крупный кредит под залог собственного дома. В конце девяностых стало ясно: чтобы поспевать за временем, нужно менять устаревшее оборудование на новое.
Коллектив, который только-только начал подниматься с колен, встал перед непростым выбором: повышать зарплату или обновлять оборудование. Решили, что последнее важнее. Закупали новые станки, принимали новичков, обучали их токарному и фрезерному делу.
Из каждых 10 человек оставались 4-5, – не каждому дано стать хорошим токарем или фрезеровщиком, не все могли успешно сдать экзамен по профессии. И все же, привлечению в коллектив молодежи уделялось огромное внимание. Благодаря таким преподавателям, как Лев Иванович Пьянков, Владимир Иванович Головко, ребята становились настоящими профессионалами.
В 2008 году численность тружеников завода достигла 707 человек (в 1995 она падала до 250). В этот год Н.А. Стрельцов ушел на заслуженный отдых. В настоящее время и страна, и опытный завод переживают сложные времена. Но хочется верить, что и у России, и у промышленного комплекса, а значит,  у всего российского народа – есть будущее. Пусть будет так!
Марина КАРАВАЕВА.
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

redvid esle