Новый учебный год – новые переживания

--- 17.09.21 12:44
301
0
Начало нового учебного года вызывает у детей и взрослых волнение и тревогу. Подчас родители беспокоятся больше своих чад, тем самым провоцируя напряжение в отношениях и в общении с ними.
В начале учебного года дети возвращаются в свой обычный статус ученика. Они пытаются приспособиться к новым условиям, постепенно втягиваются в учебный процесс, привыкают к нагрузке.  Но часто бывают ситуации, когда после учебной недели ребенок понимает: прошли первые радостные встречи с одноклассниками, праздник закончился, начались будни. Нужно каждый день ходить на занятия и делать уроки. Желание продолжать все это дальше - исчезает. В это время у некоторых детей может быть плохое самочувствие, головная боль, слабость. Это явление психологи называют адаптацией к школе. В этом случае давать слабину школьнику не рекомендовано. Впрочем, и в жесткие рамки ребенка ставить нельзя. Нужна поддержка и понимание родителей.
Вот как нам прокомментировала данную ситуацию педагог-психолог школы №1 Захарченко Т.В.: «Да, действительно, начало учебного года вызывает большое волнение у детей и родителей, но это нормально. И относиться к этому нужно спокойно, если, конечно, нет никаких изменений в здоровье. В целом мы всегда волнуемся, когда идем куда-то в первый раз или начинаем какое-то новое дело. Это чувство мы испытываем и в понедельник, когда начинается новая рабочая неделя. Нам нужно перестраиваться и начать заниматься привычной деятельностью. И волнение — это то, препятствие, которое нужно преодолеть.
В нашем случае необходимо разделить детей на группы. Дети, которые идут в первый раз в школу и не знают, какие события ожидают их.  Родителям нужно рассказать им о том, что ждет за стенами школы.
Если мы говорим о детях, у которых есть учебный опыт за спиной, то у всех он разный. У кого-то положительный, благоприятный. В этом случае школьники испытывают не столько волнение, сколько желание погрузиться в новую жизнь. У других опыт печальный и, разумеется, волнение сопряжено с этим опытом.  Родителям, данной группы детей, нужно особенно внимательно отнестись к детским проблемам. Постараться стать ближе к ребенку, утром желать хорошего дня, чаще хвалить, улыбаться, то есть дарить положительные эмоции.
Продолжая говорить об этом вопросе, хочу сказать, что волнение в первые дни учебы для школьников это нормально. Происходит адаптационный процесс. В этот период у ребенка могут возникать непростые ситуации в общении с классом или учителем. Это тоже одно из проявлений адаптации к школе.
Родителям стоит научиться уметь слушать своего ребенка. И распознавать в эмоциях причины его беспокойства. Необходимо задавать точные вопросы, отвечая на них ребенок будет выговариваться. Только в диалоге, чувствуя поддержку, он сможет открыться вам.
Если проблемы эмоциональные не проходят, то нужно обращаться за помощью к учителю, не боясь, что он загружен. Тот со стороны проанализирует поведение своего ученика и поможет найти правильный выход.
Можно обратиться к помощи психолога, если все ваши средства применены и не дали должного результата. Специалист проконсультирует и проведет необходимую работу.
Хочется напомнить о важных факторах для хорошего самочувствия и здоровья вашего ребенка:
-подберите четкий индивидуальный режим дня, питания, отдыха;
- после уроков школьник должен отдохнуть и только потом выполнять домашние задания;
-желательно делать уроки в одно и тоже время;
- поощряйте своих детей, замечайте, что лучше всего у них получается, хвалите за достижения.»
Взрослым самим нужно научиться быть оптимистами и потом поддерживать в ребенке оптимистический подход к жизни при любых обстоятельствах. «Все будет хорошо! Разве это проблема?»- эти фразы должны стать девизом в вашей семье. Юмор и вера в свои силы - один из способов профилактики и снятия стресса в любом возрасте и у любых людей.
Можно научить ребенка смотреть на трудности жизни с разных позиций: как бы отреагировал на это любимый герой книги или кино. Нам всем и взрослым, и детям нужно помнить - трудности и проблемы преходящи и со временем разрешатся. И в каждой ситуации, даже сложной, есть свой выход. А детям нужно давать понять, что рядом есть близкие люди, готовые помочь и поддержать его.
Упражнения для снятия психоэмоционального напряжения.
«Сбрось усталость». Попросите ребенка: «Встань, расставь ноги, согни их в коленях, покачайся из стороны в сторону. А теперь тряхни головой, руками, ногами.  Вот так ты стряхнул свою усталость.»  Можно повторить 5- 7 раз.
«Дыши красиво». Слова для ребенка: «Когда ты волнуешься, попробуй спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни, и сделай долгий выдох. Повтори 10 раз.»
«Гора с плеч». «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5-б раз, и тебе сразу станет легче».
 Елена Сергина.