Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Социальный ликбез 17.09.24 18:30
89
0

«Искусство – это время и пространство, в котором живёт красота человеческой души.

Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу»

В.А. Сухомлинский

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии- это удивительное и сложное пространство, полное эмоций, переживаний и стремлений. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье.

Для этого необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, как специалиста по социальной реабилитации, является арт-терапия. Главная цель арт-терапии — гармонизация личности, психологического и эмоционального состояния. Поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге — успешно социализировать. Арт-терапия — безопасная среда, способствующая самовыражению и спонтанной активности. Поэтому приемы и техники на своих занятиях я подбираю с учетом возможностей ребенка, любые усилия в ходе работы должны быть интересны и приятны ему. Конечно, он имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности.

Моя работа с детьми, основанная на арт-терапии, имеет ярко выраженную коррекционную направленность, а не обучающую. Данный метод помогает мне как бы «заглянуть» внутрь ребенка, увидеть его переживания, страхи, радости и скрытые таланты. Именно поэтому, не ставлю целью создание «шедевров», а концентрируюсь на самом творческом процессе. Для меня важен каждый мазок кистью, каждый камешек выбранный для мозаики, каждая линия, проведенная карандашом.

Результаты работы с детьми через арт-терапию многогранны и долгосрочны. Они проявляются в повышении стрессоустойчивости, укреплении самооценки, улучшении саморегуляции поведения. Арт-терапия способствует оптимизации психических процессов, раскрытию творческого потенциала и развитию эстетического кругозора. Например, через рисование ребенок может проработать свой страх перед определенными ситуациями, учиться выражать свои мысли безопасно и конструктивно. Работа с пластилином помогает развивать мелкую моторику и координацию движений, а также справляться с тревожностью и агрессией. Важно подчеркнуть, что арт-терапия не является панацеей от всех проблем, но она предоставляет детям важный инструмент для самопознания, самовыражения и эмоционального здоровья. Именно поэтому я считаю ее не заменимым средством в работе с детьми, помогая им обрести уверенность в себе, гармонию и творческую свободу.

Но для того, чтобы арт-терапия действительно стала прорывом в жизни ребенка, необходимо создать ощущение безопасности и доверия. Ведь специалист может бытьне только проводником в мир творчества, но и участвовать в нем, что создает уникальную атмосферу общения и сотрудничества.

В этом и заключается одна из ключевых ценностей арт-терапии-она способна соединить два мира, взрослого и ребенка, в едином порыве творчества и понимания. И пусть творчество станет мостиком к более светлому и счастливому будущему.


Специалист по социальной реабилитации                             

  Н. С. Фролова

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

redvid esle